Статья: Я почти не помню своего детства... 

отсутствие воспоминаний — это не «провал памяти»

    В процессе работы с клиентами, страдающими от созависимых отношений, я часто сталкиваюсь с интересной закономерностью: при попытке исследовать истоки их проблем многие из них отмечают: «Я почти не помню своего детства... Лишь отдельные фрагменты. Будто кто-то стёр большую часть воспоминаний».

 

    Это не просто случайность. Наш разум обладает удивительной способностью защищать нас от болезненных переживаний, «отключая» память о травмирующих событиях. Однако отсутствие воспоминаний не означает, что детский опыт не оказывает влияния. Напротив, он играет ключевую роль в формировании наших убеждений, страхов и моделей поведения в отношениях.

 

    В этой статье мы рассмотрим пять типов детского опыта, которые чаще всего приводят к «стиранию» памяти и как это отражается на взрослой жизни.

 

    Разум действует мудро, «выключая» воспоминания о слишком болезненных событиях. Однако проблема заключается в том, что вытесненные воспоминания не исчезают бесследно. Они продолжают оказывать влияние на нас через:
        - необъяснимые страхи (например, панику при повышении голоса);
        - автоматические реакции (молчание в конфликте, чувство вины без причины);
        - повторяющиеся сценарии в отношениях (например, выбор эмоционально недоступных партнёров).

 

    Пять типов ранних событий, которые могут привести к вытеснению памяти и формированию психологических защит:

      

              - Токсичная фрустрация потребностей.


    Когда ребёнок систематически не получает необходимого отклика (любви, защиты, признания), его психика делает вывод:

«Просить бесполезно- лучше вообще не чувствовать эти потребности».

Так формируется эмоциональное онемение — память «отключается», потому что помнить означает снова переживать боль и чувство одиночества.

 

    Во взрослой жизни это может проявляться как:
        - трудности в понимании своих желаний («Чего я на самом деле хочу?»);
        - ощущение пустоты в отношениях («Меня любят, но я этого не чувствую»).

        - травматизация (жестокое обращение).
При сильной травме может включаться диссоциация — «отделение» себя от происходящего. Ребёнок как бы «выходит из тела», и память сохраняет события отрывками или не сохраняет вообще.

   

    Важно отметить, что иногда клиенты говорят: «У меня было нормальное детство», но при этом:
        - не могут вспомнить ничего до 10–12 лет;
        - путаются в хронологии событий;
        - описывают родителей абстрактно («Они были хорошими»).    

    Это может быть признаком глубокого вытеснения.

                

                - Гиперопека и подавление автономности.


    В таких семьях ребёнку часто внушают: «Ты чувствуешь не то, что есть на самом деле». Например:
        - «Тебе не больно» (когда он упал и плачет);
        - «Ты не хочешь идти в музыкальную школу, тебе просто лень»;
        - «Я лучше знаю, что тебе нужно» (игнорируя просьбы ребёнка).

    В результате разрывается связь с собственными ощущениями, и память становится «размытой», потому что нет опоры на реальный опыт.

                

                - Непредсказуемость среды.


    В таких семьях нет «контейнера» для эмоций ребёнка — сегодня его истерику игнорируют, завтра наказывают, послезавтра вдруг начинают утешать. Психика реагирует на это хаотичным вытеснением:
        - запоминаются случайные эпизоды;
        - нет целостной картины;
        - часто «всплывают» несвязанные между собой образы.

                

                - Запрет на эмоции (инвалидация эмоционального опыта).


    Этот тип травматического опыта часто остаётся незамеченным, но его последствия глубоки. Речь идёт о ситуациях, когда:
        - ребёнку прямо запрещали проявлять чувства («Не реви!», «Хорошие девочки не злятся»);
        - его переживания обесценивали («Это ерунда, не стоит расстраиваться»);
        - эмоциональные реакции считали «неправильными» («Ты слишком чувствительный»).

    

    Не все травмы нужно «вспоминать» — иногда важнее понять, как прошлое влияет на настоящее. Психолог помогает:
        - найти связь между детским опытом и текущими проблемами (например, страхом близости или хронической тревогой);
        - постепенно восстанавливать доверие к себе и миру;
        - формировать новые, здоровые схемы отношений.

 

Вывод: отсутствие воспоминаний — это не «провал памяти», а следствие её работы. Когда мы находим способы безопасно контактировать с прошлым, многие нынешние проблемы теряют власть над нами. Пройти этот путь помогает психолог.

Эксперт

Вероника Карпова

 

Психолог и Коуч

 

Помогаю построить счастливые отношениях, научиться устанавливать личные границы и обрести здоровую самооценку

  • Более 250 часов консультирования
  • Дипломированный психолог (КПТ, EMDR) и коуч с международной сертификацией (ICI, ICF)
  • Член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги
  • 15 лет управленческого опыта в фармацевтическом бизнесе
  • Степень МВА - Стратегический менеджмент

 

Я искренне верю, что всё начинается с любви к себе.Поэтому хочу помочь вам создать такие отношения, где вы будете чувствовать себя уверенно и достойно.